Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность в ДОУ»
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности.
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей. Актуальна ли она для дошкольного образования? Бесспорно - ДА.
Современный ребенок - это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Задача педагога помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели.
На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности. На ступени дошкольного образования на развитие функциональной грамотности влияют определенные факторы:
- содержание процесса воспитания;
- формы и методы воспитания;
- программы дошкольного воспитания;
- наличие дружелюбной среды;
-активная роль родителей в процессе воспитания детей.
Формирование функциональной грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии, а также методические и дидактические формы работы, но предпочтение отдаем игровым обучающим ситуациям и дидактическим играм, которые являются эффективной формой работы начиная с младшего дошкольного возраста и до подготовительной к школе группе.
Дидактическая игра - это целенаправленная учебная деятельность, когда каждый играющий или группа в целом объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели.
Игровые обучающие ситуации - одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в игровой обучающей ситуации, помогут им свободно применять их и в самостоятельной деятельности.
Известно четыре вида таких ситуаций:
- ситуации-иллюстрации (младшего дошкольного возраста);
- ситуации-упражнения (средний дошкольный возраст);
- ситуации-проблемы (старший дошкольный возраст);
- ситуации-оценки (подготовительной к школе группе).
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий общения:
- это разговор воспитателя с детьми;
- игра-путешествие;
- игра-беседа;
- игра-драматизация;
- игра-импровизация.
Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии и дидактические игры, начиная с младшей группы, мы закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности.
При формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случае будет возможно достигнуть положительных результатов.